Детские страхи – ступеньки детства
Настоящее чудо в том, что дети, как
правило, быстро вырастают из своих страхов благодаря огромным внутренним
источникам надежды, здравомыслия и способности к самосохранению
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у
детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического
развития. Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Для
здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция
познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и
даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки
психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в
последующие годы.
Для
каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи:
Новорожденные
пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом
отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и
у мальчиков до 3-х лет.
В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещения в больницу, падения, болезненных процедур и т.д.).
2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).
От 3 до 5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого -то из взрослых в семье.
В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.
В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещения в больницу, падения, болезненных процедур и т.д.).
2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).
От 3 до 5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого -то из взрослых в семье.
В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.
Перечисленные
страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно
бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического
развития.
Однако бывают другие страхи, их называют
«невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение
взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в
отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи
сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта),
изменение стиля воспитания.
Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: рисование страхов, сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.
Ребенок чего-то боится, если у него:
Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: рисование страхов, сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.
Ребенок чего-то боится, если у него:
· Беспокойный сон с кошмарами;
· Трудности при засыпании;
· Боязнь темноты;
· Заниженная
самооценка.
Это интересно! Если ребенку часто снится Бармалей,
Кощей и он его боится, то, вероятно, у малыша проблемы в отношениях с отцом.
Если
же ребенку снится Баба Яга – это отблеск конфликта с матерью.
Как избежать возникновения и закрепления страхов:
Как избежать возникновения и закрепления страхов:
·
Никогда не
запирайте ребенка в темном незнакомом помещении;
·
Не пугайте малыша
(отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.);
·
Превращайте злых
героев в добрых (придумывайте сказки - как Баба Яга стала доброй, как паучок
помог девочке выбраться из леса…);
·
Не перегружайте
фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите
агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка
из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с
оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью);
·
Готовьте ребенка
заранее к поступлению в детский сад и школу;
·
Повышайте
самооценку малыша;
·
«Разберитесь» с
собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх
смерти, боязнь транспорта, самолета и т.д.);
·
Учитывайте, что более всего подвержены страхам
эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых
хорошо развито воображение.
Как помочь ребенку, испытывающему страхи?
Как помочь ребенку, испытывающему страхи?
·
Выясните причину
страха. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует
свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
·
Если малыш боится
темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему
в кровать любимую игрушку. Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет
малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он
мог «защититься»).
·
Учите
преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится
врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и
т.д.). Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он
многое умеет, многое знает.
·
Устранение
страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать,
наказывать, стыдить. Помните, что ребенок еще не может управлять своим
поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны. Не запугивайте ребенка
(часто неосознанно).
·
Будьте терпимы к
ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда.
Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам
(неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).
Правила обращения со страхами
1.
Страхи больше всего боятся смеха. Необходимо увидеть в страшном смешное. К
примеру, бандит, которому, как считает Маша 6 лет, приказали поймать всех
хороших девочек в Санкт-Петербурге, оказался таким толстым, что мог только
лежать на диване.
2.
Страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и
анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок.
Чем больше говоришь о страхе – тем он становится меньше. Придумайте вместе с
ребенком историю, в которой главный герой (для мальчика – это мальчик, для
девочки – девочка) чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Герою
придумайте имя, начинающееся с той же буквы, что имя малыша, например, для девочки
Иры – Инга. Начните сочинять со слов «Жили-были» и попросите ребенка
продолжить. Затем ваш черед. В конце сказки предложите ребенку сочинить историю
про победу над своим страхом.
3.
Страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть. Когда их пытаются
нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги. Страхи этого просто не
переносят. От таких действий (психологического манипулирования страхами) страхи
начинают таять, как снег в погожий весенний день.
Как помочь
ребенку, испытывающему страхи?
·
Выясните причину
страха. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует
свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
·
Если малыш боится
темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в
кровать любимую игрушку. Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет
малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он
мог «защититься»).
·
Учите
преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится
врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и
т.д.). Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он
многое умеет, многое знает.
·
Устранение
страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать,
наказывать, стыдить. Помните, что ребенок еще не может управлять своим
поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны. Не запугивайте ребенка
(часто неосознанно).
·
Будьте терпимы к
ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда.
Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам
(неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).
Как избежать
возникновения и закрепления страхов?
·
Никогда не
запирайте ребенка в темном незнакомом помещении;
·
Не пугайте малыша
(отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.);
·
Превращайте злых
героев в добрых (придумывайте сказки - как Баба Яга стала доброй, как паучок
помог девочке выбраться из леса…);
·
Не перегружайте
фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите
агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка
из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с
оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью);
·
Готовьте ребенка
заранее к поступлению в детский сад и школу;
·
Повышайте
самооценку малыша;
·
«Разберитесь» с
собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх
смерти, боязнь транспорта, самолета и т.д.);
·
Учитывайте, что
более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные
дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.
.