Дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их
общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои
специфические особенности в развитии (Л.И. Плаксина, 1998).
В работах тифлопедагогов (Л.С. Сековец, 1984, Е.Н.
Подколзиной, 1999, Л.И. Плаксиной, 1998, И.В. Новичковой, 1998, Е.В.
Селезневой, 1995 и др.) представлена общая картина психолого-педагогического
развития детей с косоглазием и амблиопией.
Изучив практические действия детей с нарушением зрения
Л.И. Плаксина (1998) делает вывод о том, что освоение предметного мира,
развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у
детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный
характер. Далее автор отмечает затруднения в работе с объемными материалами
детей с косоглазием и амблиопией и желание непосредственного контактирования с
объектами.
В ряде исследований Л.И. Плаксина отмечает общую
обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта
детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности
зрительно-пространственной ориентировки.
Детально анализируя особенности формирования
ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 3 - 4-х лет Е.Н.
Подколзина (1999) отмечает, что у детей с косоглазием и амблиопией из-за
ограничения чувственного опыта возникают значительные затруднения
предметно-практической и словесной ориентировки в пространстве.
За счет монокулярного видения пространства у детей с
косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне
предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не
воспринимаются.
У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие
представления о своем теле и связи между пространственным расположением
парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями,
отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о
своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку
"на себе" и перенос действий в конкретные предметно-пространственные
ситуации.
Исследования И.В. Новичковой (1998) представляют
особенности развития речи у детей с косоглазием и амблиопией старшего
дошкольного возраста.
Овладение обобщающими словами и уровень выделения
общих признаков предметов у детей с косоглазием и амблиопией, в сравнении с
детьми с нормальным зрением, значительно снижен, а это, в свою очередь,
затрудняет формирование предметно-практических действий сравнения,
классификации и сериации предметов по общим или отдельным признакам. Далее
автор отмечает, что процесс формирования умения строить описательный рассказ
сдерживается из-за недостаточности зрительно-сенсорного опыта, трудностей
анализа зрительных признаков в изображении и понимания смысла изображений.
Изучение детей старшего дошкольного возраста (6 - 7
лет) показало, что у них существуют трудности ориентации в признаках и
свойствах предметов окружающего мира, при этом собственные сенсорные
возможности детьми не осознаются (Е.В. Селезнева, 1995). В результате
исследования автором установлено, что у детей с косоглазием и амблиопией
наблюдаются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно-перцептивных
возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов
чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включиться в
процесс компенсации собственного дефекта. Далее автор уточняет, что в процессе
сенсорной ориентации дети с косоглазием и амблиопией без специального обучения
полностью доверяются поступающей зрительной информации. Лишь отдельные
дошкольники осознают необходимость использования сохранных органов чувств,
отдавая при этом предпочтение осязанию и слуху. Почти отсутствует ориентация на
обоняние и вкусовые ощущения. При этом у детей практически отсутствует
планомерное обследование предметов как зрением, так и сохранными анализаторами,
снижена их перцептивная активность.
Л.С. Сековец (1984), М.А. Мишин (1997) показали
наличие отклонений в развитии двигательной сферы детей, их мобильность,
связанные с монокулярным видением пространства, которая характеризуется
возможностью анализа таких признаков пространства, как протяженность,
удаленность, глубина, объемность (Л.И. Плаксина, 1998).
Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект
обуславливает появление отклонений в развитии двигательной сферы ребенка,
приводит к снижению двигательной активности, сложностям ориентировки в
пространстве и овладения движениями (Л.С. Сековец, 1985). При этом автор
отмечает, что овладение основными движениями (ходьбой, бегом, метанием,
прыжками, лазанием) во многом определяется состоянием и характером зрения,
уровнем зрительно-пространственной ориентации. Дети с косоглазием и амблиопией
за счет снижения остроты зрения и монокулярном его характере затрудняются в
видении предметов и объектов в пространстве, в выделении расстояния и глубины
пространства. Поэтому во время ходьбы и бега дети затрудняются в сохранении
дистанции, наталкиваются друг на друга, протягивают вперед руку при движении в
пространстве. Продолжая говорить о недостатках развития детей с косоглазием и
амблиопией Л.С. Сековец установила, что качество прыжков детей характеризуется
несогласованностью рук и ног, приземлении на одну ногу, отсутствии
отталкивания, слабой силой толчка за счет сложности видения глубины,
удаленности объектов при монокулярном зрении.
При метании у детей наблюдается отсутствие
прослеживания взором предмета и действий бросающей руки, снижение быстроты
восприятия действий метания.
В ряде исследований по выявлению особенностей
психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией отмечено, что
спонтанное развитие выявленных отклонений будет протекать медленно или совсем
не произойдет, необходима организация психолого-педагогической коррекционной
помощи детям.
Вышеуказанными авторами представлена общая картина
психофизического развития детей с косоглазием и амблиопией.
.