
В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития
психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода
описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие
возрастную динамику различных форм психики – учение, труд, игровая деятельность
– в контексте общей системы воспитания человека.
Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.
Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Предмет возрастной и
дифференциальной психологии
§ 2. Классификация методов
возрастной и дифференциальной психологии
§ 3. Прикладное и теоретическое
значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи
Глава 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Видовая специфика биологического
в развитии человека
§ 2. Генетические уровни
психофизиологической организации и ее развитие
§ 3. Социальное в развитии
человека и его психики
Глава 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Микрохронологическая
характеристика и темпы возрастной динамики психики
§ 2. Гетерохрония и противоречивость
индивидуального развития
§ 3. Макрохронологическая
характеристика и длительность жизни человека
§ 4. Видовые изменения временной
структуры развития человека и его психики
Глава 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Значение структурно-генетического
подхода в естествознании и психологии
§ 2. Структурная характеристика
возрастной динамики психофизиологических функций
§ 3. Структурно-динамическая
характеристика личности
Глава 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Роль труда, общения
и познания в индивидуальном развитии
§ 2. Игра и ее роль в
психическом развитии
Часть II. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА
Глава 6. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Глава 7. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Глава 8. ПРЕДДОШКОЛЫЧЫЙ ПЕРИОД
Глава 9. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Развитие психофизиологических
функций
§ 2. Формирование личности,
субъекта общения, познания и деятельности
§ 3. Психологическая готовность
к школьному обучению
Глава 10. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Развитие психофизиологических
функций
§ 2. Формирование субъекта
учебно-познавательной деятельности
§ 3. Формирование личности
Глава 11. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
§ 1. Возрастной подход к
изучению взрослого человека
§ 2. Возрастная динамика
психофизиологических функций
§ 3. Формирование личности,
субъекта деятельности и индивидуальности
Глава 12. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА
§ 1. Геронтогенез на разных
уровнях индивидной организации человека
§ 2. Возрастная динамика
психофизиологических функций
§ 3. Развитие личности, субъекта
деятельности и индивидуальности