Рыбалко Е.Ф.


В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики – учение, труд, игровая деятельность – в контексте общей системы воспитания человека.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ПСИХИКИ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
§ 1. Предмет возрастной и дифференциальной психологии
§ 2. Классификация методов возрастной и дифференциальной психологии
§ 3. Прикладное и теоретическое значение возрастной и дифференциальной психологии, ее задачи
Глава 2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Видовая специфика биологического в развитии человека
§ 2. Генетические уровни психофизиологической организации и ее развитие
§ 3. Социальное в развитии человека и его психики
Глава 3. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Микрохронологическая характеристика и темпы возрастной динамики психики
§ 2. Гетерохрония и противоречивость индивидуального развития
§ 3. Макрохронологическая характеристика и длительность жизни человека
§ 4. Видовые изменения временной структуры развития человека и его психики
Глава 4. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Значение структурно-генетического подхода в естествознании и психологии
§ 2. Структурная характеристика возрастной динамики психофизиологических функций
§ 3. Структурно-динамическая характеристика личности
Глава 5. ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Роль труда, общения и познания в индивидуальном развитии
§ 2. Игра и ее роль в психическом развитии


Часть II. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

Глава   6. ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Глава   7. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Глава   8. ПРЕДДОШКОЛЫЧЫЙ ПЕРИОД
Глава   9. ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Развитие психофизиологических функций
§ 2. Формирование личности, субъекта общения, познания и деятельности
§ 3. Психологическая готовность к школьному обучению
Глава 10. ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
§ 1. Развитие психофизиологических функций
§ 2. Формирование субъекта учебно-познавательной деятельности
§ 3. Формирование личности
Глава 11. ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
§ 1. Возрастной подход к изучению взрослого человека
§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций
§ 3. Формирование личности, субъекта деятельности и индивидуальности
Глава 12. ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА
§ 1. Геронтогенез на разных уровнях индивидной организации человека
§ 2. Возрастная динамика психофизиологических функций
§ 3. Развитие личности, субъекта деятельности и индивидуальности