Мультфильмы и ребенок

 


Консультация педагога-психолога «Мультфильмы и ребенок»





Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы.
Сознательность и разумная домашняя политика родителей в ограничении экранного времени являются очень эффективным способом, но, увы, более редким вариантом спасения от экрана.
Все, что малыш видит на экране, для него абсолютно живое и настоящее. Его воображение еще не в состоянии помочь ему домысливать и переосмысливать мультипликационную историю. Пока он может копировать только то, что увидел.
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и современными зарубежными (от американских до японских).
Большинство детей предпочитают иностранные мультфильмы. Оно и понятно, они - самые красочные, самые остросюжетные и самые громкие.
Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим. Эти мультфильмы заставляют ребенка размышлять, то есть проделывать определенную умственную работу. Это не развлечение, а самый настоящий урок. Однако малышу не всегда хочется работать (в этом, к сожалению, свойство человеческой психологии), поэтому русские мультики после просмотра нескольких иностранных детям смотреть уже неинтересно.
Еще одна реалия современности – посещение дошкольниками кинотеатров, оборудованных современными звуковыми и зрительными спецэффектами, с целью просмотра полнометражных мультфильмов и фильмов, длительностью около 1,5 часа. По нашим опросам, дети начинают посещать подобные мероприятия с двух лет, около 50% детей 3–6 лет делают это в среднем раз в два месяца. Никаких данных серьезных исследований о воздействии такого рода стимулов на здоровье ребенка, его восприятие кинопродуктов и последующего переживания нет. Родители ведут детей в кинотеатр, ориентируясь на рекламу, свои представления и мнение знакомых.

Остановимся подробнее на специфике видеоряда современных мультфильмов. Сегодняшняя индустрия фильмов для детей характеризуется следующими особенностями:

·          «Картинка» должна быть яркой, красивой, поражающей. Общий видеоряд мультфильма призван поразить восприятие и воображение зрителя. Над этим трудится целая отрасль специалистов. Общий фон, красота природы или ее ужас, образы ультрасовременной техники, внешний вид героев и действующих лиц стремятся к совершенству. Часто красивая «картинка» буквально спасает мультфильм от примитивности сюжета и персонажей. Иногда она оказывается слишком навязчивой, вычурной, чтобы в нее поверили. Но в любом случае она оказывает интенсивное воздействие на все органы чувств ребенка, особенно если действие происходит на большом экране.
·          «Картинка» должна быть динамичной. Действия и события в мультфильме разворачиваются с огромной скоростью, что в принципе отражает реалии современности – принципиальное ускорение ритма жизни. Герои быстро двигаются, много бегают, прыгают, летают. Кадры сменяют друг друга со скоростью на грани возможностей восприятия. Все «мелькает, наезжает, исчезает, взрывается и дымится». Применяется масса спецэффектов и технических приемов. Завязка, кульминация и развязка настолько плотно скомпонованы, что у ребенка зачастую не остается времени на переживание, прочувствование, а иногда и понимание, запоминание происходящего. Дети в силу особой возрастной восприимчивости оказываются глубоко втянутыми в подобную динамику, из которой сложно выйти.

Особенности аудиоряда:

·          События на экране излишне перегружены речевым сопровождением. Герои постоянно произносят длинные монологи, комментируют малейшее событие или поворот сюжета, свои мысли и обсуждают поступки других. Очень часто используется технический прием, когда крупно показан рот персонажа или лицо, это привлекает внимание и заставляет длительно удерживать его. Однако при этом сама речь персонажей бедна и однотипна. Речь героя, персонажа всегда отражает богатство внутреннего мира человека. Речь современных супергероев и их окружения в целом примитивна, проста и полна жаргонизмов. Следует отметить, что содержание произносимого зачастую непонятно детям, не воспринимается и не усваивается, так как дошкольники в большей степени воспринимают движение, образы и эмоциональные компоненты, нежели обильный вербальный контекст.
·          Озвучивание зарубежных мультфильмов зачастую отличается излишне манерными и гротескными интонациями и голосами, особенно это касается женских ролей. Эмоциональные проявления героев (удивление, сожаление, восторг) часто выражены звуками, находящимися на грани приличия. В целом, обилие речи и качество озвучения оказывает утомляющий эффект на слуховую систему.
·          Музыкальное сопровождение мультфильма редко когда бывает запоминающимся. В хорошем мультфильме музыка призвана отразить общее эмоциональное настроение, значение или ритм событий. Однако в современных зарубежных мультфильмах она не является самоценным, достойным воспроизведения событием.

Характеристики современных мультфильмов:

·          Сюжет легкий и развлекательный. У людей множество ежедневных проблем, в кинотеатр и к телевизору они идут отдыхать. Поэтому предлагаемый сюжет обычно легкий, развлекательного характера, с элементами юмора и счастливым концом. Конечно, это объясняется приматом американских кинопродуктов, для которых эти особенности характерны. В таких фильмах могут присутствовать идеальные герои, проявление их положительных качеств, элементы позитивного поведения. Однако спустя некоторое время после просмотра сам сюжет вспоминается с трудом. В целом, такой фильм не затрагивает чувства, не дает пищу для осмысления, размышления, переживания. Такой пищей невозможно насытиться, требуется новая, но она также пресна. Подобные развлекательные кинопродукты, конечно, имеют право на существование. Печально то, что их сейчас подавляющее большинство. Ситуацию не спасает, а только усугубляет многосерийность. Возникают феномены экранной зависимости, аддикции, которая, кстати, в отличие от многих других аддикций, социально приемлема, а ее опасность явно недооценена.
·          Герои современных мультфильмов обладают какими-то сверхвозможностями, в разных вариациях имеют приставку «супер». Это, пожалуй, их главная характеристика. Они должны быть лучше: лучше других, лучше самых лучших и так далее. Эта тенденция порождает несколько феноменов: постоянной потребности в сравнении с другими, поиска возможностей превзойти других, феномен чувства превосходства или собственной неполноценности. Конечно, это увеличивает конкурентоспособность личности, что особенно важно в современном мире. Однако зачастую затрудняет детям возможность идентификации и перевоплощения в понравившегося героя.
·          Характер современных героев достаточно примитивен. По меткому выражению одного из режиссеров, «Кино-то сегодня объемное, а вот характеры плоские». Герои действуют достаточно стереотипно, их поступки предсказуемы, чувства и отношения поверхностны.
·          Множество современных мультфильмов имеют четко выраженную гендерную адресацию: мультфильмы для девочек и мультфильмы для мальчиков. В дошкольном возрасте такое разделение не имеет серьезной развивающей задачи и уместно в старших возрастах. Такая гендерная спецификация приводит к разобщенности в играх с игрушками – девочки с модными куклами (Барби, Винкс), мальчики с супергероями (Бетмен, Спайдермен, Черепашки-ниндзя). Мультфильмов, ориентированных на зрителей обоих полов, существенно меньше.
·          Возрастная адресация современных мультфильмов также вызывает множество вопросов и сомнений. Само слово «мультфильм» предполагает зрителя дошкольного и младшего школьного возраста. Большинство зарубежных мультфильмов сегодня адресовано старшей возрастной аудитории, однако смотрят их преимущественно малыши, начиная с 2–3 лет.
Таковы в общих чертах особенности современных мультфильмов, которые в большом количестве смотрят наши дети.
Сюжеты современных зарубежных мультфильмов так далеки от жизни детей дошкольного возраста и окружающих их взрослых, что их невозможно отобразить в игре. Показательно, что, получая в подарок игрушку-героя или персонажа культового мультфильма, ребенок вообще не знает, как в него играть. Пережив счастливый момент обладания очередным киборгом или модной куклой, он с гордостью показывает игрушку друзьям и соседям, некоторое время крутит в руках и теряет к ней интерес. В лучшем случае, умеющий хорошо играть ребенок просто даст возможность модной игрушке жить полноценной «человеческой» жизнью – общаться, питаться, гулять, играть и спать.
Многие родители не придают мультфильмам большого значения и позволяют ребенку смотреть все,  что ему хочется в не­ограниченном количестве. Но такая позиция родителей может привести как к ухудшению здоровья, так и возникновению различных трудностей и перекосов в становлении личности ребенка: после просмотров полнометражных современных мультфильмов дети часто демонстрируют состояние эмоционального утомления. Оно может проявляться как симптомами усталости – снижение скорости реакции, вялость, невнимательность и др., так и симптомами перевозбуждения – сильные двигательные реакции, громкие возгласы, затруднения концентрации внимания, неадекватное социальное поведение, нарушения аппетита и сна, агрессивные реакции.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
·           расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
·           показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
·           формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
·           развивают эстетический вкус, чувство юмора;
·           помогают реализовать эмоциональные потребности.
Если к этому добавить еще и совмест­ный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Примерный подбор мультфильмов для совместного просмотра:
·           "Три поросенка" - снятие мнимых неадекватных страхов.
·           " Дудочка и кувшинчик" - о трудолюбии
·           "Лунтик", "Смешарки" - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, решение различных сложных ситуаций
·           "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Гуси-лебеди", "Заяц- хваста", "Что такое хорошо - и что такое плохо?" - воспитание нравственных качеств.
·           "Мойдодыр", "Что такое хорошо - и что такое плохо?"- воспитание навыков самообслуживания.
·           "Мама для мамонтенка" - дружба, взаимопомощь, взаимовыручка.
·           "Бармалей"- что может произойти, если не слушаться родителей.
·           "Волк и семеро козлят" - что может произойти, если открывать двери чужим людям.

·           "Золушка" - воспитание трудолюбия.






.