Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.
материал взят с сайта Мамина школа
Адаптация (от лат. «приспособляю») − это сложный процесс
приспособления организма, который происходит на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Врачи и психологи
различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжёлую.
При легкой
адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит
достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1−2
недели. У ребёнка преобладает устойчиво-спокойное эмоциональное состояние.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20–40 дней, в
течении месяца настроение может быть неустойчивым. Однако при поддержке
взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче
привыкает к новой ситуации.
Тяжелая
адаптация приводит к длительным заболеваниям. У ребенка преобладают
агрессивно- разрушительные реакции,
направленные на выход из ситуации; активное эмоциональное состояние, плачь, негодующий крик, либо тихое хныканье,
подавленность, напряженность.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
1. Возраст.
2. Состояние здоровья.
3. Уровень развития.
4. Умение общаться со
взрослыми и сверстниками.
5. Сформированность предметной и игровой деятельности.
6. Приближенность домашнего режима к режиму
детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОО
- Отсутствие в семье
режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребёнка
своеобразных привычек.
- Неумение занять себя
игрушкой.
- Несформированность
элементарных культурно – гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта
общения с незнакомыми людьми.
К моменту поступления в детский сад
ребенок должен уметь:
- самостоятельно садиться на стул;
- самостоятельно пить из
чашки;
- пользоваться ложкой;
- активно участвовать в
одевании, умывании.
Что делать, если ребёнок начал ходить
в детский сад
- Установите тесный
контакт с работниками детского сада.
- Приучайте ребёнка к
детскому саду постепенно – не оставляйте его в течении первой недели на весь
день в детском саду.
- Сообщите воспитателям
о привычках и склонностях ребенка.
- С 4-го по 10-й день
лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
- Поддерживайте дома
спокойную обстановку, не собирайте шумные компании.
- Не перегружайте ребёнка
новой информацией.
- Будьте внимательны к
ребёнку, заботливы и терпеливы.
Как родители могут помочь своему
ребенку
в период адаптации к ДОО
1. Важен Ваш уверенный,
позитивный настрой на детский сад.
2. Рассказывайте ребёнку,
что хорошего и интересного его ждёт в детском саду.
3. Дайте ребенку с собой
его любимую игрушку или домашний предмет.
4. Придумайте и
отрепетируйте несколько разных способов прощания (воздушный поцелуй,
поглаживание по спинке и т.д.).
5. После детского сада
погуляйте с ребёнком в парке, на детской площадке , поиграйте в подвижные игры.
6. Устройте небольшой
семейный праздник вечером.
Консультация для родителей
«Условия
успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»
Педагог-психолог Рогалева Н.М..
В последние годы родители вновь стали отдавать детей в
детский сад в раннем возрасте, начиная с 10 – 11 месяцев, в детских садах вновь
стали открываться группы для малышей. И основной проблемой для родителей при
поступлении ребенка в детский сад является благоприятная адаптация малыша к
новым условиям. Каждая мама и каждый папа хочет, чтобы этот процесс прошел без
особых трудностей.
Итак, что необходимо знать вам, уважаемые родители, для того, чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду
прошел безболезненно не только для ребенка, но и для вас.
Адаптация и прогноз адаптации
Во-первых,
что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым или к
изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и
психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы
местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).
Во-вторых,
существует такое понятие как прогноз адаптации.
·
Медицинский
прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное
учреждение, отражается в медицинской карте;
·
Психолого-педагогический
– составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через
наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в
течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также
учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия,
аллергия, диатез)
Составляя
прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие
неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:
·
частые
заболевания матери;
·
несоответствие
домашнего режима ясельному;
·
токсикоз
2-ой половины беременности;
·
заболевания
матери во время беременности;
·
вредные
привычки;
·
недостаток
эмоционального общения в первый год жизни;
·
резкие
отношения между родителями;
·
раннее
искусственное вскармливание;
·
вторая
и третья группа здоровья;
·
заболевания
ребенка в первый год жизни;
·
отставание
в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития -
ЗРР).
При
наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен
прогноз неблагоприятного течения адаптации.
Типы адаптации:
·
благоприятный – психо-эмоциональный статус составляет от + 13 баллов до
+49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду),
группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера,
анемии, задержки речевого развития, диатеза;
·
условно-благоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20
баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера,
анемия, задержка речевого развития, диатез;
·
неблагоприятный - психо-эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до-
59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия,
задержка речевого развития, диатез.
Вы
можете сами оценить течение адаптации вашего ребенка:
·
благоприятное
– отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния
в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
·
условно-благоприятное
– легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе,
однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный
период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года),
стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до2,5-ой
месяцев);
·
неблагоприятное
– длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в
нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация
психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до3-х месяцев).
Адаптация закончена, если:
·
у
ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение
недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно
играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня,
хорошо кушает и спокойно спит;
·
у
него отсутствуют заболевания;
·
есть
динамика массы тела;
·
и
динамика психомоторного развития.
Но самое главное условие успешной адаптации не столько
ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок
пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться
условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время
ребенок переедет к бабушке и т.п.
Готовность родителей
1. Самое главное – положительный настрой
на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для
вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне
внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом -
возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?»
все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка
расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже
негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая
препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в
магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
2. Чаще гуляйте с ребенком на детской
площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность
поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за
ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может
постоять за свое имущество».
3. Хотя бы раз в неделю меняйте с
ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их
вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на
транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
4. Ходите с ребенком в гости и
приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка
общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. –
показывайте, как это надо делать.
5. Играйте с ребенком дома в детский
сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий.
Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как
Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в
свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
6. Если вы определились с выбором
дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на
утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к
режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми,
запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога
детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами
получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок
будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера,
что все будет хорошо.
Ваш ребенок пришел в
детский сад
1. Если вы учли все предыдущие
рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
2. Обязательно соблюдайте график
адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду,
начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или
психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым
условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
3. Можете дать ребенку с собой игрушку
или книжку, словом «кусочек» дома.
4. Ежедневно общайтесь с воспитателем,
но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью
выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы
он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет
вашим помощником в воспитании ребенка.
5. Поддерживайте ребенка в период
адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и
любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не
отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в
гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную
систему ребенка!
Терпения вам и оптимизма!
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!
Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!
.
.