Дидактическая игра
как
средство развития
зрительного восприятия
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит
народная мудрость. Именно благодаря зрению, мы способны познавать всю полноту
окружающего мира, именно благодаря зрению, мы можем правильно ориентироваться в
пространстве и воспринимать богатейшую палитру цветов и оттенков.
Глаза - это благо, счастье и величайший дар.
С каждым годом увеличивается количество детей рождающихся с
глазными патологиями.
Организация сенсорного опыта слабовидящих детей
осуществляется в различных видах деятельностей: игре, труде, на занятиях и в
повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов
деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания
слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как
основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным
содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди,
их труд, быт и др.).
Любая дидактическая игра ставит целью: обогатить
чувствительный опыт, развить умственные способности, умение сравнивать,
классифицировать предметы и явления, делать умозаключения. Наряду с решениями
этих целей с помощью дидактических игр мы решает задачу развития основных
зрительных функций. Зрение тесно связано с работой сенсорных систем и
жизнедеятельностью всего организма. Во время дидактической игры и во
взаимодействии с дидактическим материалом, включаются все группы зрительного
восприятия.
Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за
наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует
их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует
познавательный интерес. Благодаря занимательности игровых действий
дидактические игры могут активно способствовать овладению знаниями, навыками и
умениями, так как в увлекательной форме усиливаются потенциальные
познавательные возможности слабовидящего ребенка.
Игровое действие дидактической игры служит не только
усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного
восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных
анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.
Дидактические игры могут способствовать совершенствованию
сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их
дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической
ориентировке.
Следует выделить возможность дидактической игры констатировать,
чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать
коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего
ребенка.
В процессе использования дидактических игр можно оценить
эффективность средств обучения, сенсорного воспитания и повысить оптимальность
воздействия за развитие сенсорных функций.
Увлечение ребенка игрой повышает способность к
произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому
восприятию, анализу, запоминанию и т. д.
По характеру воздействия на процесс сенсорного развития
слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на две группы:
1) дидактические
игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности
слабовидящих детей;
2) логические
дидактические игры, назначение которых — на основе чувственного опыта —
развитие мышления.
В играх первой группы, направленных на развитие сенсорной
сферы, дети учатся различать, сравнивать, выделять, называть характерные
признаки и свойства предметного мира.
Игры второй группы учат детей классифицировать,
группировать, систематизировать предметы по общим и отличительным признакам.
При классификации дети устанавливают общность между
предметами, образуют пары, трупы предметов по цвету, форме, величине,
пространственной характеристикам.
В играх на систематизацию они соотносят предметы между
собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета,
одного размера и т.д.
По содержанию дидактические игры можно условно поделить на
три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных
представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные
признаки, свойства предметов и явлений.
Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими
детьми, так как в значительной мере обогащают предметные представления.
Настольно-печатные игры следует использовать в работе со
слабовидящими детьми в плане коррекции зрительного восприятия иллюстративного
материала, следует особенно требовательно подходить к иллюстрациям с точки
зрения их доступности для зрения слабовидящих.
Применение словесных дидактических игр в обучении
слабовидящих детей может способствовать уточнению, конкретизации образов
предметов и формированию соответствующих чувственному образу словесных описаний.
Игра "Разложи по цвету" дети по образцу, кто
скорее разложит фигуры по цветовым оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее
выполнит работу. ( Также д/игры- «Подбери плащ», «Сборочный цех»)
В упражнении "От какой бабочки крылья" дети
рассматривают крылья бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети
ориентируются на размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях,
составляют из частей бабочку.
В дидактическом задании "Выложи орнамент" детям
предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом
они должны назвать фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.
Игра "Подбери чашки к блюдцам". Детям даются
изображения чашек и блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к
каждой чашке блюдце соответствующего цвета.
Игры и материалы, способствующие активизации зрительных
функций: мозаики, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.
Дидактические игры и упражнения на цветоразличения
"Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам", "Составь
из частей цветок , «Посади матрешку в свой вагон».
Дидактические игры на развитие глазомера "Какой
предмет больше, меньше?", "Что дальше, что ближе", "Самый
длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет"и др.
Игры на развитие зрительного внимания и памяти
"Угадай, что изменилось?", "Чего не стало?", "Найди
такой же предмет".
Игра "Кто скорее соберет листья" ставит своей
задачей научить различать от какого дерева лист.
В игре "Найди каждому ребенку свою игрушку" по
характерным движениям дети должны подобрать игрушки: мальчику — самокат,
девочке — скакалку, другим детям волчок, мячик и т. д. Дети должны внимательно
рассмотреть, а затем определить, для какого действия характерна та или иная
поза и найти игрушку, с которой играет ребенок.
Дидактическая игра "Одень куклу". Детям даются
каждому кукла своего размера. На столе лежит одежда соответствующего размера
для всех кукол, дети отбирают одежду. Задание дается с учетом скорости.
Игра "Какой геометрической фигуры не стало". Все
геометрические фигуры яркой окраски, разного размера. Детям предлагается
запомнить расположение фигур, а затем одно из них убирается. Следует угадать,
какую фигуру спрятали. В игре "Составь из частей целое" предлагается
из простых форм предметов пирамидки, флажки, матрешки составить целое.
Дидактическая игра "Кто скорее нанижет свои
бусы". Даются наборы бус разного размера и образец нанизывания бус по
убывающей величине.
Игра "Найди в групповой комнате предметы
соответствующей высоты, ширины, длины". Каждый ребенок получает свою
мерку. Дается задание, кто скорее найдет предмет соответственно мерке: длины,
высоты, ширины.
Игра "Найди предмет по форме геометрической
фигуры". Детям даются различные
геометрические фигуры: круг,
квадрат, овал, треугольник, прямоугольник и геометрические
тела: конус, шар, цилиндр, эллипс, призма. Найти предметы такой же формы.
В игре "Каждый игрушке свое место" дети должны
соотнести величину коробки и игрушки.
Игра "Чей телефон?" дети выкладывают на
фланелеграфе вырезанные из картона изображения игрушек. Задание: проследить
глазами по шнуру, кто с кем говорит по телефону. Задание дается на время, кто
скорее выполнит задание.
Важным условием развития пространственной ориентации и
зрительных ощущений во время прогулки являются такие игры как: "Сравни два
дерева", "Чьи следы на снегу?", "Рассмотри радугу",
"Сравни снежинки", "Пройти путь на звук", "Найди
дерево, цветок по картинке" и т. д.
Нужно учить детей наблюдать изменения природных явлений,
смену времен года, показать большие и маленькие льдинки, сравнить их, учить
рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких
играх, как "Назови цвета первых упавших листьев", "Узнай
растение по листочку", "Назови растение по ростку и месту
посадки" и т. д.
Эти игры способствуют развитию зрительного восприятия,
внимания, понимания пространственных представлений.
Игра на формирование у детей представлений о перспективе:
"Выложи такой рисунок" (на фланелеграфе). Дается образец рисунка (с
2—4 плановой перспективой) и точно такие же вырезанные детали этого рисунка. В
задании требуется выложить на фланелеграфе сначала те предметы, которые
расположены на переднем плане, затем на среднем и заднем.
В игровом задании "Кто с каким мячом играет?"
дети прослеживают по линиям, соединяющим девочек и мальчиков с разноцветными
шарами на рисунке, называют направление движения объектов: вверх-вниз, влево
-вправо, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т. д.
Дидактическая игра "Угадай, где позвонили?".
Детям предлагается на слух узнавать направление звука: позвонили вверху, внизу,
на уровне головы, слева, справа и т. д.
Игра "Угадай, кто позвал?". Ребенку предлагается
определить, кто из товарищей его позвал.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным
предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать
словесные дидактические игры. Назовем отдельные из них:
Игра "Котятки и перчатки". Детям раздаются
карточки с изображением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится
скороговорка:
Потеряли котятки
От костюмов перчатки
Прибежали ребятки
Отыскали перчатки.
Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам
с котятами изображения перчаток соответствующего цвета.
Игра "Угадай по описанию". Детям предлагаются
картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта (обувь, посуда,
мебель и др.). Дидактическое задание "Загадать загадку, описать
предмет". Кто отгадает, то получает карточку. Выигрывает тот, у кого
окажется больше карточек.
Дидактические упражнения:
1) нарисовать,
что данное слово обозначает;
2) связать слово
с иллюстрацией, его изображающей;
3) произнести
слоги похожих слов;
4) составить как
можно больше слов, начинающихся одинаково.
Следует широко использовать сенсорно-двигательные игры для
упражнения на узнавание, классификацию форм, цвета, размеров, величин на
всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине, оттенкам.
Детям предлагаются игры-упражнения типа: найди знакомые
качества в других предметах (понятие тождества), сравни, сопоставь (понятие
различия), всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и
цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение
посредством схем, диаграмм и др.
Простейшие игры-задания развивают у ребенка способность
причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции —
обобщению).
В зависимости от диагноза и степени заболевания, мы
используем различный дидактический материал в работе с детьми.
Детям со слабой степенью амблиопии предлагаем дидактические
игры: «Лабиринты», «Трафареты», «Цветные фасольки», «Заштрихуй по-разному»,
«Додумай и дорисуй» - размеры не менее 10-15см.
Детям со средней степенью амблиопии: «Весёлые зверята»,
«Волшебные шнурочки», «Цветные палочки», «Собери сказку», «Пазлы» - размеры от
15 до 20 см.
Детям с высокой степенью амблиопии: «Лоскутное одеяло»,
«Собери квадрат», «Сложи узор», «Колумбово яйцо» - размеры от 20см. и более.
Размеры очень важны, так как для детей с одним диагнозом это соответствующий
размер, а для других нет.
Детям с расходящимся косоглазием предлагаем дидактические игры:
«Нанизывание бус, (пуговиц)», «Мазаики» - различной величины, «Вкладыши,
разрезные картинки».
Детям со сходящимся косоглазием: «Дротики»,
«Баскетболисты», «Меткий стрелок». В процессе всей игровой деятельности мы
осуществляем дифференцированный подход.
В нашей педагогической деятельности, мы широко используем
дидактические игры на занятиях и в повседневной жизни. Работая с детьми,
большое внимание уделяем обследованию, выделению и квалификации предметов и их
свойств. Для этого применяем дидактические игры: «Посылка от Незнайки», «Опиши
на ощупь», «Чудесный мешочек», «Опиши, что чувствуешь». Для изготовления игр мы
строго соблюдаем гигиенические и эстетические требования. Используем прочные
материалы ярких и красочных тонов, необходимых размеров,
для ребёнка с нарушением зрения очень важны познания о мире, в котором он живёт
полученные в игре, в частности дидактической.
Итак, все приведенные игры направлены на формирование у
слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной
деятельности и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, целый ряд
игр, описание которых приводилось, может быть использован педагогами для
определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них
сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа детский сад №67 комбинированного вида
Особенность использования дидактических игр с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
Методическая разработка
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………..…………... 4
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.
1.1. Общая характеристика развития детей с нарушением зрения.....................5
1.2. Особенности организации образовательного процесса с детьми с
нарушением зрения…........................................................................................….…...7
Глава II. Дидактические игры в работе с детьми с нарушением зрения
2.1. Роль дидактические игры в развитии дошкольника ……………........................9
2.2. Особенность использования дидактических игр с детьми дошкольного
возраста с нарушением зрения……………………………….................................…11
Заключение………………………………………………………………………...…..14
Список литературы……………………………………………………........................15
Приложение 1. Список предложенных дидактических игр
Приложение 2. Консультация для родителей «Какие игры способствуют развитию зрения»
Пояснительная записка
С помощью глаз человек воспринимает освещённость, цвет, форму, величину предметов, определяет движение и направление предметов при движении. Ориентируется в пространстве.
При понижении остроты зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Появляются трудности при опознании рисунков, предмета, определении цвета, ориентировке в пространстве. Всё это вместе ограничивает физическую активность человека. Т.к. появляются трудности при
передвижении, при любой активной деятельности. Поэтому хорошее зрение очень
важно для развития ребёнка.
В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных дошкольных учреждений для детей с глазной патологией.
Лечение детей с нарушением зрения в поликлинических условиях сопряжено со многими бытовыми трудностями, эффективность этого лечения недостаточна.
Положительный результат, как правило, достигается лишь в процессе длительного лечения.
Эффективность лечения глазных заболеваний в специализированных дошкольных учреждениях выше, чем в глазных кабинетах, что обусловлено сочетанием длительной комплексной интенсивной лечебной работы с коррекционно-педагогическими мероприятиями в условиях обычного режима жизни ребёнка. Педагогические мероприятия в специализированных дошкольных учреждениях имеют направленность, способствующую лечебному процессу.
Регулярное лечение требует постоянного контакта между медицинскими и педагогическими работниками. Лишь в случае правильной организации всей системы лечения, воспитания и обучения достигаются хорошие результаты восстановления зрения и подготовки детей к обучению в школе. Как известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В настоящее время тифлопедагогами, воспитателями специализированных учреждений разрабатываются специальные методики занятий по развитию зрительного восприятия, которые предусматривают использование специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации, повышения и развития зрения.
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
1.1 Общая характеристика детей с нарушением зрения
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них
недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих
приобретает личностный смысл.
Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности, благодаря которой формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребенка. Для детей с лубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучение ее элементам и главным образом исполнительной ее стороны, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее уязвимой, влияние дефекта на двигательные акты оказывается наибольшим.
У детей с нарушением зрения отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов.
Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.
Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его.
Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих. При направленном психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии внимания можно избежать или ослабить их влияние.
У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.
Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти.
Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
1.2. Особенности организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения
В настоящее время существует сеть специальных дошкольных учреждений смешанного вида для детей с нарушением зрения.
Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений.
Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Обучение детей направлено на всестороннее развитие. Обучение осуществляется на занятиях с группой 10 человек. Занятия носят фронтальный подгрупповой или индивидуальный характер.
Эффективная работа детского сада возможна при обязательном обеспечении условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучение необходимо:
1) создать соответствующие условия для зрительного восприятия;
2) оптимально использовать наглядные пособия;
3) применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;
4) подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.
Для развития детей с нарушением зрения благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.
В детском саду для детей с нарушением зрения упражнения для глаз должны быть включены в структуру каждого занятия.
В игровой форме осуществляется самомассаж и снятие физического психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных функций, формируется рациональные способы зрительного восприятия. Деятельность детей осуществляется так свободное время уделить снятию напряжения с глаз с помощью различных гимнастик, способствующих снятию зрительных нагрузок с глаз.
Зачем нужно развивать осязание и мелкую моторику у детей со зрительной патологией?
Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же механизм, что и зрение.
Ведь если зрячий человек рассматривает какой-то большой предмет, глаза его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени.
Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, дает незрячему все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.
Развитие ребенка дошкольного возраста независимо от состояния его здоровья происходит в различных видах деятельности, прежде всего в игровой.
Как и здоровые дети, дети с нарушением зрения должны заниматься физической культурой, но адаптивной. Занятия адаптивной физической культурой проводятся в форме групповых. Они должны быть коррекционно-развивающими, поэтому требуют особой подготовки, в том числе средств сопровождения детей с нарушением зрения. Для, слепых с остаточным зрением и слабовидящих детей используются игры, которые не противоречат показаниям врачей-офтальмологов.
Чтобы у ребенка с нарушением зрения развивались познавательная деятельность, речь, представления об окружающем мире и умение общаться, необходимо играть с ним в сюжетные игры, в которых отражаются события из жизни семьи. Эти игры помогут ребенку закрепить знания только в том случае, если кто-то из взрослых станет активным их участником.
Такие совместные игры очень полезны не только для развития ребенка, но и для налаживания эмоционально положительного контакта со взрослым.
Одной из важных потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития физического и умственного.
Для ребенка с нарушением зрения игра приобретает особое значение, поскольку помогает увереннее входить в мир реальных вещей и отношений.
Глава II. Дидактические игры в работе с детьми с нарушением зрения
2.1 Роль дидактической игры в развитии дошкольника
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Положительной стороной дидактической игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает само регуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
• находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
• сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные -эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных.
Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Играя вместе с детьми, воспитатель незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
- мотивационный (желание узнавать новое);
- практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;
- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).
2.2 Особенность использования дидактических игр с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
Для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста, как и для зрячих, наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопсихологии рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение или ограничения функции зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий.
Игровая деятельность детей с нарушениями зрения связана с возникновением компенсаторных процессов, с формированием нравственных качеств, с формированием предметных и игровых действий, с развитием зрительного восприятия.
До 3-го года жизни общение в игре происходит в основном не с группой, а с одним человеком. Если дети играют со сверстниками, то их взаимоотношения можно обозначить как игру или деятельность «рядом», попытки совместных действий чаще всего вызывают конфликты. Слабовидящие дети всех возрастов отстают от своих зрячих сверстников по результативности правильного выполнения задания, однако к концу дошкольного возраста они начинают справляться с заданиями, а именно овладевают способами мысленного оперирования образами, работая в умственном плане и по правилам.
Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.
По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
2) логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.
В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и т.д.
По содержанию дидактические игры можно так же представить как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, т.к. в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.
Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.
Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
Настольно - печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала.
Осмыслению изображённого, их словесному описанию.
Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи. А так же дидактические игры способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов. Например, в упражнении "От какой бабочки крылья " дети рассматривают изображение крыльев бабочек разной величины, затем выделяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей. К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.
Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам", "Составь из частей
цветок", "Подбери к шарам цветные нитки" и др.
Дидактические игры, "Какой предмет больше, меньше?", "Что дальше, что ближе?", "Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий" упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания" Угадай, что изменилось", "Чего не стало?", "Найди такой же предмет". В игре "Кто скорее соберёт листья" дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета. В игре "Найди каждому ребёнку свою игрушку" дети подбирают игрушку: мальчику - самокат, девочке - скакалку, другим - детям волчок, мячик и т.д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребёнок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.) В дидактической игре "Одень куклу" дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду. Игра, "Какой геометрической фигуры не стало" предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать, какая фигура спрятана. Дидактическая игра" Кто скорее нанизает бусы" способствует развитию глазомера. В игре "Каждой игрушке своё место" дети учатся вкладывать в коробки игрушки, соответственно размеру. Игра - лабиринт "Чей телефон?" учит прослеживать глазами изображение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками, дети соревнуются, кто скорее выполнит.
Все умения и знания, полученные в игровой деятельности, закрепляются в повседневной жизни детей. Для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать игры и задания такого типа: "Сравни два дерева", "Чьи следы на снегу?", "Рассмотри радугу", "Сравни снежинки" и т.д.
На прогулке можно обследовать разнообразный растительный и животный мир в таких играх, как "Назови цвета первых упавших листьев", "Узнай растение по листочку" и т.д.
Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Игра "Угадай по описанию", где детям предлагают картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта, и дают задания: загадать загадку, описать предмет.
Дидактические упражнения:•
нарисовать, что данное слово обозначает;
•связать слово с иллюстрацией, его изображением;
•произнести слоги похожих слов;
•Составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.
Детям предлагаются игры типа: найди знакомые качества в других предметах; сравни-сопоставь; всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.
Таким образом, приведённые выше игры повышают способности дошкольников с нарушением зрения к развитию и активизации зрительных функций.
Предварительная подготовка детей помогла сестре-ортоптистке более точно определить остроту зрения, т.к. дети молчали и не называли изображенный силуэт предмета только в том случае, когда его не видели, а не потому, что не знали, какой предмет изображен силуэтно.
Для этого были подобраны и разработаны такие дидактические игры:
"Узнай и назови предмет по силуэту".
Цель: упражнять детей в узнавании и назывании предметов по силуэту: лошадка, кольцо, елка, машина, звезда, грибок, самолет и др. предметы из таблицы Орловой.
"Сгруппируй предметы".
Цель: упражнять в умении классифицировать предметы, изображенные в таблице Орловой, по обобщающим признакам: животные, транспорт, игрушки и т.д.
"Найди по цветному изображению - силуэтное".
Цель: упражнять в умении узнавать и называть предмет в цветном изображении, соотносить цветное изображение с его силуэтом.
"Обведи предмет по трафарету (внутреннему)".
Цель: закрепить название предметов, изображенных на таблице Орловой, умение прослеживать контур этих предметов.
"Раскрась контурное изображение".
Цель: закрепить умение закрашивать, не выходя за контур предмета, совершенствовать умение узнавать и называть предмет по его силуэтному изображению.
"Сложи предмет из частей".
Цель: продолжать формировать у детей зрительный образ предметов, изображенных в таблице Орловой.
"Узнай предмет по одной его части".
Цель: совершенствовать умение узнавать предметы из таблицы по одному фрагменту.
"Сложи елочку из спичек или Конструктор".
Цель: закрепить зрительный образ предметов: елочка, грибок, машина и др.
"Узнай и найди предметы в окружающей обстановке".
Цель: закрепить умение узнавать предметы, изображенные в таблице, среди
других предметов.
Заключение
Дидактические игры и упражнения являются эффективным средством, с помощью которых у слабовидящих детей активизируются зрительные функции.
Продуктивны занятия (конструирование, аппликация и др.), рассматривание цветных слайдов и картин, упражнения с использованием электрифицированных игрушек, игры-лабиринты и др.
Таким образом, можно говорить о необходимости использования дидактических игр и упражнений в коррекционной педагогической и лечебно-восстановительной работе.
Данная информация будет полезна педагогам, воспитателям, работающим с детьми, страдающими нарушением зрения.
Если организовать работу по предложенной теме, эффективно используя дидактические игры, можно добиться наилучших результатов в коррекции нарушения зрения.
Список литературы
1.Аветисов Э.С, Ковалевский Е.И., Хваткова А.В.- В кн.: руководство по детской офтальмологии.- М., 1987, с. 192-224.
2. Аветисов Э.С., Смольянинова И.Л., Шаповалов С.Л. Система мер по улучшению зрительных функций при нистагме. - В кн. Материалы всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. - М., 1980., с.16-21.
3. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием.- В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.- М.,1978, с. 24-41.
4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
5. Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей. Страдающих содружественным косоглазием и амблиопией.- М., 1989.
6.Кащенко Т.П. Принципы и методы исследования и восстановления бинокулярных функций в естественных и близких к ним условиях.- В кн.:Охрана зрения детей и подростков.- М., 1984, с.67-77.
7.Коленько А.Б. Глазные болезни. - М., "Медицина", 1976.
8. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста./ А.И. Назаренко, Т.П. Свиридюк.- Киев, 1984
9.Кондратьева С.И., Сташевский С.Е., Григорьева Л.П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих учащихся. // Дефектология.- 1987.- №2.- с.16-22.
10 Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях./ Земцова М. И., Плаксина Л.И., Феоктистова Л.Ю.- М. "Просвещение" 1978.
11 Особенности приёма и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей./ Под ред.Л.А. Новиковой.- М., 1978.
12 Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.- Калуга, "Адель", 1998.
13 Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.- М. 1998.
14 Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей.// Под ред. В.П. Ермакова.-М.,1988.
15 Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения./ Под ред. Плаксиной Л.И.,- М., 1995.
Приложение 1
Дидактические игры
«Бежит пальчик по дорожке» (4 чел.)
Игровой материал: 4 карточки с изображениями кита, зонта, самолета,
дерева (контур из плетеных косичек).
Правила игры:1. Задание выполняется с закрытыми глазами. 2. Не отрывая,
ведем указательным пальцем по косичке. 3. Отобразить контур в той же
последовательности.
Игровые действия: На стол перед каждым ребенком ложится карточка.
Ребенку предлагается обвести ее пальчиком так, как бы он нарисовал это
карандашом. Затем, закрыв глаза, повторить действие. После этого обвести этот
же контур в воздухе с открытыми глазами.
«Волшебный мешочек» (4-5 лет)
Игровой материал: полотняный мешок со среднего размера вещами (2
катушки, пуговица, резиновая игрушка, ложка).
Правила игры: Назвать предмет до того, как достанешь его из мешочка.
Игровые действия: Ребенку предлагается на ощупь определить, что это за
вещи (материал, предмет). Пусть он отыщет и назовет их. Есть ли среди
предложенных вещей одинаковые? Дети достают предметы по очереди.
«Пальчиковый бассейн» (подгр.)
Игровой материал: коробочка с сыпучим материалом внутри (рис, крупа,
песок) и геометрическими фигурами на дне:
Правила игры: 1. Доставать по одному предмету. 2. Назвать предмет до того,
как достанешь из сыпучего материала. 3. Открывать глаза после того, как все
участники будут согласны с ответом. 4. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.
Игровые действия: Каждый ребенок по очереди подходит к коробочке с
сыпучим материалом, закрывает глаза, находит предмет, называет его, достает,
показывает детям. Если дети не соглашаются с ответом, ребенок, не отрывая
глаза, обследует предмет в руках и называет его.
«Куда спрятался жучок» (4-5 чел.)
Игровой материал: лист бумаги с планом комнаты, на котором в
соответствующих местах черточками отмечено место нахождения жучка.
Правила игры: 1. Искать жучка после того, как подробно познакомились с
планом. 2. Кто нашел жучка, поднимает его вверх и произносит: «Я нашел!» 3.
Нашедший прячет жучка. 4. Нельзя подсказывать.
Игровые действия: По считалке выбирается водящий, который прячет жучка
согласно карте-схеме (по порядку, находящемуся в коробочке). Другие дети
выходят в коридор. Потом вместе обсуждают дальнейший план поиска жучка, путь
которого по карте прослеживается указательным пальцем одного из детей. Затем
дети двигаются согласно карте.
«Что лишнее?» ( 4 чел.)
Игровой материал: 8 карточек (с 4-мя клеточками, в каждой из которых
изображен рисунок).
Правила игры: 1. Отвечать по очереди. 2. Четко отвечать на поставленные
вопросы.
Игровые действия: Каждому ребенку выдается по 2 карточки. Он
внимательно их рассматривает, по очереди дети отвечают на вопросы: что
лишнее? почему? назови отличительный признак? каким одним словом можно
охарактеризовать три оставшихся предмета?
«Разрезные картинки» (6 чел.)
Игровой материал: 6 разрезных картинок в разных пакетиках.
Правила игры: 1. Описание картинки начинать с главных деталей. 2. Четко
давать ответы.
Игровые действия: Каждый ребенок самостоятельно собирает картинку. При
возникновении трудностей – помощь воспитателя. Ребенок рассказывает, что
изображено на картинке (главные детали, второстепенные).
«Найди картинку» (подгруп.)
Игровой материал: набор картинок с различными количественно и
качественно предметами.
Правила игры: 1. Каждый ребенок отвечает на вопрос только своих карточек.
2. Четко отвечать на поставленные вопросы по очереди.
Игровые действия: Все карточки раскладываются рисунком вниз. Каждый
выбирает себе по 4-5 картинок. Ребятам выдаются карточки на формирование
категорий: меньше, больше, выше, ниже, ближе, дальше, короче, длиннее,
одинаковой длины, справа, слева. После тщательного рассматривания ребенок
отвечает на поставленные вопросы.
«Найди игрушку» (подгруп.)
Игровой материал: игрушка, несколько планов групповой комнаты.
Правила игры: 1. Выбор ведущего по считалке. 2. При удаче команды
меняются местами. 3. При неудаче вместе с воспитателем обсуждается ошибка.
Игровые действия: Ребята разбиваются на две команды по 3-4 чел. : одна
команда сначала прячет, а другая – ищет. Когда игрушка спрятана,. Участник этой
команды берет один из планов и прочерчивает на нем путь, по которому нужно
двигаться. Участники другой команды отворачиваются. Затем ищут по
прочерченному плану игрушку. При втором составлении плана участвует другой
ребенок.
«Звезды на небе»
Игровой материал: 4 карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей,
в 3-х из них помещены схематические изображения разных созвездий; 12
отдельных картинок с изображениями сказочных животных или людей,
символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел,
лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).
Правила игры:
Игровые действия: Детям раздают карты лото с изображениями различных
созвездий, картинки с изображениями животных или людей, которые находятся у
воспитателя. Воспитатель начинает рассказ: «Всем вам, ребята, приходилось
вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди,
рассматривая и наблюдая звезды, мысленно разделили их на группы – созвездия.
Самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединили
воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на
что похож рисунок. А рисунки получались разные: один напоминал зверя, другой –
птицу, третий – человека.
Если наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд,
то можно заметить, что те же звезды появляются в небе в определенных местах:
одно созвездие, например, за лесом, другое – всегда над домом и т.д.
В древности путешественники ориентировались по звездам, чтобы не
заблудиться и определить,, который час.
Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень
много, мы познакомимся лишь с некоторыми. Я буду рассказывать, а вы
догадайтесь, о каком созвездии идет речь. (Воспитатель показывает картинки и
рассказывает о созвездиях).
1.Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно разыскать
созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе,. Что конец ручки
ковша – это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом – это его лапы и
туловище, а сам ковш – седло. Древние люди считали, что все эти звезды, если их
соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали ее.
Посмотрите на свои картинки: нет ли у вас созвездия, похожего на
медведицу? (Воспитатель показывает картинку с изображением Большой
Медведицы. Дети вначале рассматривают карточку с созвездиями, потом
картинку, показываемую воспитателем, ищут нужное созвездие. Имеющий
карточку с этим созвездием получает картинку с изображением Большой
Медведицы и кладет ее над соответствующими созвездием.)
2. А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть большая группа
звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет волов
(пастух). (Воспитатель показывает соответствующую картинку). У кого созвездие
Волопаса? (Дети ищут на карточках лото схематическое изображение
созвездия.Имеющий карточку с этим созвездием получает картинку и кладет ее
под ним.)
3. Есть на небе и созвездие Лебедя. (Показывает картинку с изображением
этого созвездия) У кого созвездие Лебедя? (Угадавший получает картинку)
4. А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня – Пегаса. У кого
есть созвездие Пегаса?
5. Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию,
Геркулес был очень сильным человеком. У него была дубинка, с помощью которой
он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу
панцирь и шлем. У кого созвездие Геркулеса?
6. А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого, которого
убил Геркулес. У кого есть созвездие Льва?
7. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит как бы
навстречу Лебедю. Орел – очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?
8. На небе можно отыскать созвездие Рыб. У кого это созвездие?
9. А за рыбами слабо поблескивает созвездие Кита, состоящее также из
сотни звезд. Кита, как и Рыб, лучше всего видно осенью. Найдите это созвездие.
10. На небе можно найти даже Дракона – волшебного, сказочного змея.
Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?
11. А еще есть созвездие с необычным названием – Кассиопея. Оно состоит
из 5 ярких звезд, соединив которые получим букву М. Кассиопея – имя царицы. По
преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собой любовалась. У кого
такое созвездие?
12. В небе есть еще созвездие, которое называется Персей. Этот герой спас
прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие –
голова Медузы Горгоны. Все, кто взглянет на нее, превращались в камень. После
этого Кит превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть это
созвездие?»
Когда все карточки будут разложены, воспитатель, заканчивает занятие
словами: «Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них
получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась
кастрюлей. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то
или иное созвездие можно было бы назвать как-то по-другому. Но люди, изучив
небо, договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называться
одинаково».
При повторении игры дети меняются карточками лото.
Примечание: когда дети усвоят названия созвездий, можно предложить им
играть самостоятельно, как в любое другое лото. Игру можно в этом случае
упростить: ведущий, показывая карточку, спрашивает участников игры, у кого есть
такое созвездие. Дети раскладывают картинки со сказочными изображениями,
символизирующими созвездия, на соответствующие места.
«Кто сегодня именинник» (с детьми, знающими буквы)
Игровой материал: таблицы с изображениями старичка, старушки,
женщины, мужчины, двух девочек и двоих мальчиков разных возрастов. Все
изображения закрыть картонками, на которых нарисованы различные значки;
полоска – образец, показывающий, какой значок соответствует какой букве.
Правила игры: 1. Если ребенок ошибся, ему показывается еще раз полоска –
образец. 2. Выигрывает тот, кто быстрее справлялся с заданиями.
Игровые действия: Дети сидят за столами. Воспитатель говорит: «На этом
листе помещены картинки, изображающие маму, папу, бабушку и т.д. Все картинки
закрыты, но на крышечках есть значки, по которым можно догадаться, какая
картинка спрятана». Воспитатель показывает ребенку полоску-образец и
медленно называет соответствующие им буквы. Затем говорит: «Сегодня
именинник тот, кто помещен под этой картинкой». После отгадывания карточка
открывается, и дети видят подтверждение своей отгадки. Упражнение
заканчивается, когда будут прочитаны все карточки.
Примечание: Вначале лучше давать детям отгадывать короткие слова: мама,
папа, сын. При этом допускается помощь взрослых. Желательно повторять
упражнение до тех пор, пока дети не освоят полностью систему перекодирования
значков в буквы. Полезно предложить детям сделать свои значки к каждой букве и
записать ими разные слова (свое имя, имя друга и т.п.). Ребята должны хорошо
усвоить, что для каждой такой записи нужен свой код, который поможет прочитать
ее.
«Белый лист» (4-6 чел.)
Игровой материал: лист бумаги с нарисованными различными фигурами,
часть – синего цвета, другие обведены по контуру; ножницы.
Правила игры: 1. Вырезаем по внутреннему краю контура. 2. Накладываем
фигурку соответствующей формы.
Игровые действия: Ребенку необходимо вырезать фигуры, обведенные по
контуру, а затем закрыть синие фигуры белыми фигурками, которые он уже
вырезал из бумаги. Результат – чистый белый лист бумаги.
«Разгадай» (дети, которые знают буквы, 4 чел.)
Игровой материал: 4 карточки по горизонтали, разделенные на 2 блока по 7
клеточек (верхние семь клеточек – рисунки, нижние – пустые клеточки), 4
карандаша, 4 ластика.
Правила игры: Выигрывает тот, кто справился с заданием первым.
Игровые действия: Каждому ребенку выдается по 1 карточке. Необходимо
вписать карандашом начальные буквы изображающих их предметов, по которым
они смогли бы прочесть названия известных сказок.
«Помоги» (4 чел.)
Игровой материал: 4 карточки (мальчик идет домой, корабль плывет по
морю, заяц бежит по тропинке, собака идет в конуру), 4 карандаша.
Правила игры: От начала дорожки до конца ведем карандаш, не отрывая от
листа.
Игровые действия: Каждому ребенку выдается по карточке с заданием и
карандашами. Воспитатель говорит: «Помогите мальчику (зайцу и т.д.) дойти до
дома (морковки и т.д.). На начало дорожки ставим карандаш и ведем его, при этом
прослеживая глазами путь карандаша.
«Графический диктант» (4-6 чел.)
Игровой материал: листы в клеточку, 6 карандашей, 6 стиральных резинок, 6
карточек с заданиями (3, 1, 4 и т.д.)
Правила игры: 1. Начинать рисовать кривую от красной точки на месте. 2.
Линия должна быть непрерывной.
Игровые действия: Каждому ребенку выдается по листу в клеточку, карточка
с заданием, карандаш, стиральная резинка. Дается задание: согласно карточке
нарисовать кривую. Когда нарисуете – поднять руку. После проверки воспитателя,
если есть ошибка, ребенку говорится. Проверить еще раз задание. Если
правильно, ребенок без схемы рассказывает; получившаяся линия кривая.
«Так бывает или нет» (6 чел.)
Игровой материал: карточки с небылицами, 6 пищалок, карточки с
неправильным содержанием небылиц.
Правила игры: 1. Начинать доказывать небылицу после того, как щелкнут
пищалкой. 2. После того, как заметили небылицу, читается продолжение.
Игровые действия: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила
игры: «Сейчас я буду о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны
заметить то, чего не бывает. Кто заметит, пусть после того, как я закончу, сделает
щелчок пищалкой и скажет, почему так не может быть». Примерный рассказ
воспитателя: «Вечером, когда я спешила в детский сад, навстречу мне попались
две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая вела за руку
ворону. Ворона все время вырывалась, а потом как закричит: «Ку-ка-ре-ку!»
«Да – нет» (4 чел.)
Игровой материал: шкатулка с карточками с различными изображениями
(природа, натюрморт, детские праздники…)
Правила игры:1. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да»
или «нет». 2. Каждый участник задает по три вопроса.
Игровые действия: Каждый водящий берет новую картинку игрового
действия. Все карточки лежат на столе рисунком вниз. Первый водящий
выбирается по считалке. Выбирает картинку, рассматривает ее 1 мин. Затем
задает по вопросу каждому из участников. Следующий водящий определяется по
часовой стрелке. При ответах на вопрос участники смотрят на карточку.
«Кто больше заметит небылиц» (4-6 чел.)
Игровой материал: фишки, карточки с небылицами.
Правила игры: 1. Кто заметил в рассказе, стихотворении небылицу, должен
положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
2. Кто больше заметил и объяснил небылицу, тот и выиграл.
Игровые действия: Дети садятся так, чтобы на столе можно было
откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я прочту вам
отрывок из стихотворения К.Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц.
Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку и
т.д. Фишки можно положить только тогда, когда сам заметил небылицу».
Сначала читается небольшая часть этого стихотворения, медленно,
выразительно, акцентируются места с небылицами.
Путаница
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Свинки замяукали:
«Мяу, мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю, хрю, хрю!»
Уточки заквакали:
«Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали:
«Кря, кря, кря!»
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
«Му-у-у!»
Прибежал медведь
И давай реветь:
«Ку-ка-ре-ку!»
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал и не хрюкал –
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
«Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам
Под облаком!»
После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение
называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать
те небылицы, которые он заметил. Остальные дети дополняют. Повторять
сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в
стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры,
предлагает быть более внимательным в следующий раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы
дети не утомились, так как игра требует большого умственного напряжения.
Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить
игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и
правильно их объяснил.
«Не ошибись» (до 6 чел.)
Игровой материал: 4 большие раскладные карты с разнообразными
действиями детей в разное время суток, кубик.
Правила игры: 1. Нельзя называть то действие детей и время суток, которые
уже назывались, или повторять уже названное. 2. Нельзя долго держать кубик в
руках.
Игровые действия: Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо
занятие, действие, которое совершают в определенное время суток дети,
передать другому игроку кубик. Если действия в разное время суток уже все
названы, то дети придумывают их сами. Выигрывает тот, кто назовет большее
количество и правильно действия в раное время суток.
«Домино» (2-5 чел.)
Игровой материал: набор из 28 карточек; на каждой карточке по 2 картинки
(7 видов рисунков: люди, звери, рыбы, птицы, насекомые, деревья, цветы – по 8
картинок каждого вида; 4 изображения каждого вида реалистические, а 4 –
обобщенно-схематические).
Правила игры: 1. Выигрывает тот, кто первым выложил все картинки. 2.
Прикладывать друг к другу можно и одинаковые, и «хитрые» картинки.
Игровые действия: Воспитатель раскладывает перед детьми карточки
домино. Все вместе разбирают, что изображено на карточке. Дети называют все
картинки и с помощью воспитателя находят «хитрые» картинки – схемы,
подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы и др.). Воспитатель
объясняет правила игры, подчеркивая, что прикладывать друг к другу можно и
одинаковые обычные картинки, и подходящие для нескольких картинок «хитрые».
Ребята берут по 5 карточек. Первое время, пока дети осваивают правила игры,
хорошо, если одним из ее участников будет воспитатель, который при
необходимости всегда может помочь ребенку подобрать картинку. Если у кого из
детей нет подходящей картинки, нужно брать карточку из оставшихся.
Примечания: Эту игру хорошо проводить после того, как дети освоят игру
«хитрые картинки» (после использования индивидуальных схем объектов легче
осуществляется подход к использованию обобщенных схем).
«Кто чем занимается?» (6 чел.)
Игровой материал: 6 карточек, на которых мальчик занят определенным
делом (рубит, копает, пилит, катает на лыжах, коньках, играет на скрипке), а в
нижнем углу кармашек с недостающими деталями.
Правила игры: 1. Выигрывает тот, кто первым найдет недостающую деталь и
аргументирует свой ответ. 2. Когда задание выполнено, поднимается рука.
Игровые действия: Каждому ребенку выдается по карточке, из кармашка
которой он пытается найти недостающий элемент картинки. Когда ребенок
справился с заданием, воспитатель задает вопросы: «Что делает мальчик?
Почему ты так думаешь?»
«Отгадай-ка!» (6 чел.)
Игровой материал: мешочек с камешками.
Правила игры:1. Когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него.
2. Загадываются только те предметы, которые находятся в комнате. 3.
Отгадавший получает камешек. 4. Выигрывает тот, кто набрал больше всех
камешков.
Игровые действия: Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты
расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите
себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. После небольшой паузы
(дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу), ребенок
встает и дает описание предмета. Остальные играющие отгадывают. Игра
продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку. Воспитатель в
процессе игры следит за тем, чтобы дети при описании называли существенные
признаки, которые помогли бы узнать предмет.
«Лабиринт» (4 чел.)
Игровой материал: карта-лабиринт с дорожкой из пластмассовых
кармашков, в некоторых из них находятся задания; орешки, кубик.
Правила игры: 1. Не выполнив задание, нельзя двигаться дальше. 2. Каждый
ребенок кидает кубик по очереди. 3. Кто первый добрался до замка, тот и выиграл.
4. У каждого ребенка должна быть своя фишка.
Игровые действия: На стол раскладывается карта с лабиринтом, дети
садятся вокруг. Водящий выбирается по считалке. С лабиринтом дети уже
знакомы. Ребенок бросает кубик и отсчитывает такое же количество кармашков в
лабиринте. Ребенок может попасть на кармашек с заданием (прочитать
стихотворение, вспомнить скороговорку, 3 клеточки вперед, 4 клеточки назад…).
Необходимо пройти весь путь с препятствиями до замка.
«Обводка» (4-6 чел.)
Игровой материал: 4-6 листов с заданиями (точечный контур с цифрами), 4-6 карандашей, 4-6 ластиков.
Правила игры: 1. Соединять точки по порядку (1, 2, 3…). 2. Линии должны
быть ровные, прямые. 3. Поднять руку после выполнения задания. 4. Выигрывает
ребенок, справившийся с заданием первым.
Игровые действия: Детям раздаются листы с заданиями, по карандашу и
ластику. Ребятам необходимо справиться с заданием. После соединения всех
точек ребенок должен назвать то, что изображено на листе.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Какие игры способствуют развитию зрения»
Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу
несколько задач – общение с детьми и развитие их зрения.
Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если
вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое
действие обыгрывалось, было включено в какой-нибудь интересный сюжет.
Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны
зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно
нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не
просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное
ведро».
Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий
характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была
достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную
самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к
правильному решению.
Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и
интерес ребёнка начинает угасать, заявите ему, что он хорошо позанимался и
сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не
надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций. Позвольте себе
ошибиться и дайте ребёнку возможность обнаружить вашу ошибку. Это даст
ребёнку возможность стать более уверенным в себе и своих силах. В игре
вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки
предметов, с которыми вы играете.
Прищепки.
Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или
«цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют
роль иголок. Предложите ребенку снять все прищепки, а затем прикрепить
обратно. Можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить
ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок
много, они разного цвета и конфигурации, то дети сами могут придумать
множество поделок.
Пуговицы.
Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Игра развивает
зрительно-моторную координацию, моторику рук.
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку
их рассортировать.
Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья
стопочка будет выше.
Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка
выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. п.
Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например
красная-белая-красная белая. Предложите ребенку продолжить ряд.
"Сравни картинки"
Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых
изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное
внимание, а также наблюдательность.
"Раскрась вторую половинку"
Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы
хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные
только наполовину. Если это задание слишком простое, то усложнить его можно,
предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.
"Фигурные таблицы"
Это упражнение развивает способность переключать внимание.
Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках
которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из
фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате –
диагональную линию и т.д.)
"Где, чей домик?"
Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии,
развивает зрительное внимание.
Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до
домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.
Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям.
Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или
карандаш, но со временем уберите его.
"Корректор"
Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный
достаточно крупным шрифтом.
Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т.д.) каждую букву
"о". Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат.
Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача
станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы "о" вычеркнуть, а
буквы "с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву "а" и т.д. Ребёнку будет
интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое
задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.
"Считалка"
На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20.
Попросите ребёнка найти все цифры по порядку.
Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного
размера.
"Что изменилось?"
Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.
Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд
на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок
отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь
изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте
ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача
ребёнка – определить, что изменилось в композиции.Усложнять это упражнение
можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на
ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем).
Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения
производятся в одежде или внешности одного или более человек.
Рисуем по памяти узоры
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован
узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор
уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.
Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, а также
мелкая моторика рук.
.