Ориентиры в организации ППС






































Использование ориентиров в организации предметно-пространственной среды для детей с нарушениями зрения. (Слайд 1)

Взаимодействие ребенка с нарушением зрения с окружающим его миром определяет направление и характер его развития, т е среда выступает важным условием и источником его развития.

(Слайд 2). Главное средство поддержание самостоятельности и активности воспитанника с нарушением зрения в образовательном учреждении-это специальная организация предметно-пространственной среды. Эта среда для слабовидящего ребенка обеспечивает активность и самостоятельность, его мобильность, независимость от зрячего в передвижении в пространстве. (Слайд 3). В ней должны быть ориентиры,  как внешние раздражители, которые позволяют ребенку со зрительной депривацией, безошибочно определять свое место положение в знакомом пространстве, ориентироваться в направлении дальнейшего движения.
(слайд 4). Ориентиры для детей с функциональными расстройствами зрения могут быть различными.
 (слайд 4). В основе выбора того или иного ориентира лежит понимание компенсаторных возможностей детей с нарушениями зрения, их жизненный опыт для осознанного использования того или  ориентира, степень нарушения зрения для выбора модальности ориентира и его предназначение.
Еще одна из функций ориентира это предупреждение о препятствии, а следовательно и  профилактика травматизма (Лестница).
(Слайд 5). Мало просто наполнить предметно-пространственную среду ориентирами важно целенаправленно знакомить детей с видом ориентира, с предназначением ориентира (тактильные ощущения - начало спуска или подъема-перил) рукой берется:
·        развитие способности ребенка различать, распознавать имеющийся ориентир (ориентир-геометрические фигуры).
Важно систематически обогащать опыт, ориентировочно-поисковой деятельности нахождения ориентира, опыт самостоятельного и свободного использования ориентира в жизнедеятельности.
Некоторые виды  ориентиров.
(Слайд 6). Конечно, самый большой выбор ориентиров - это сенсорные ориентиры а) зрительные или визуальные ориентиры

Самый сильный для зрячих детей визуальный ориентир-это цвет. Цвет имеет сигнальное значение, потому что он легко воспринимается дистантно.
1.  В то же время цветные ориентир для детей с нарушением зрения актуален, если его тон (красный или желтый) и  насыщенность цветовая соответствует зрительным возможностям ребенка, то есть ребенку доступно на расстоянии увидеть этот цветовой ориентир. Ориентиры недостаточные по насыщенности, пастельные тона, бледно-желтые недоступны для различения на удаленном расстоянии. Значит, цвета должны быть яркими, тона насыщенными.
(например, физкультурный зал много разметок; физкультурное оборудование выступает ориентиром для ребенка, сама цветовая обстановка зала. Ковры можно только на праздник, а когда вырабатывает умение и навык ребенку должен быть доступен анализ того пространства где он выполняет это упражнение, а для этого нужны ориентиры.)
2. Цветовой ориентир должен быть контрастен фону на котором находятся.  Так же придерживаться принципа постоянства, т.е. ориентир закреплен за объектом одной группы (например, на ВХОД (красный), на выход – зеленый это везде должно быть так  в местах жизнедеятельности слабовидящего ребенка). Значит красный вход в спальню, группу, туалет. ФОТО слайд 7
3. Можно использовать и ахроматические/ахроматичные   геометрические фигуры (черно-белые), как маркировка предметов, обихода:
- Для детей с высокой амблиопией в период окклюзии и для детей с истинным слабовидением (0,2 до 0,05 и ниже на лучше видящем глазу). Трудно различаются синий, темно-зелёный, фиолетовый, производные коричневые цвета: жёлтый – расплывается). Например, черный на белом, белый на чёрном фоне и простые геометрические фигуры.
 -Для детей с достаточно высокой остротой зрения (выше 0,5) можно использовать цветные геометрические фигуры.
- Стилизованные предметные картинки простой формы с четкими границами для детей старшего дошкольного возраста, имеющего четкие представления об изображённом объекте и высокие зрительные возможности.

(Слайд 8). Тактильные ориентиры.
Помогают ребенку с глубокими нарушениями зрения определять направления движения, осмысливать начало движения, помогают опознавать искомый объект, помогать в ориентации микро и макро пространстве. Для слепых и слабовидящих детей с целью их без барьерного освоения пространства рекомендуется напольная тактильная плитка (Слайд 9). С помощью этого ориентира ребенок самостоятельно, безбоязненно преодолевает пространство коридоров. Эта тактильная плитка предупреждает о пересечениях коридора, выходов и о препятствиях.
(Слайд 10). Другие тактильные ориентиры.
Нитяные, проволочные- наматываются на начало перил на ширину детской подожки.
Резиновые ориентиры – полоску резины в виде ограничителя края препятствия, а именно края гимнастической скамейки.
Резиновые коврики – в сочетании с цветами для  ориентации направления движения.
Ковролиновые покрытия различной фактурой и цвета.
Для  слабовидящих лучше однотонные коврики, как ориентир или зона определений. Ковролин в группе и спальни разных цветов и фактуры.

Выпуклые полуобъёмные геометрические фигуры для маркировки мебели.
Для слабовидящих – цветные, слепые-черно белые. Маркировка не сзади, а край спинки спереди - это и есть специфика организации предметно-пространственной среды.
Для слабовидящих детей предметы обихода должны отличаться своими внешними признаками, которые отличаются от другой (посуда). Деревянные выпуклые полусферы для информации. Нумерация этажей под перилами (1 точка – первый этаж).
Звуковые ориентиры – наддверные колокольчики, звучание которых дает информацию, о входе/выходе.
Звучащие мячи – в обязательном порядке для слепых и слабовидящих (например, для перекатывания).
Ароматизация – в туалетной комнате.
(слайд )Вербальные ориентиры.
Речь взрослого, обращенная к ребенку, (взрослый мысленно поставил себя на место ребенка, становиться как бы его глазами) для ребенка это ДИСТАНТНЫЙ способ получения информации.
Жесткие требования к речи, а именно использовать точную, четкую пространственную терминологию.
Речевые конструкции, которые использует взрослый для ориентировки слабовидящих детей, должны быть лаконичными, дающие по содержанию точную информацию.  Недопустимо в речи использовать следующие слова, например, ИДИ туда, вот здесь, то-то…
Для того чтобы возможно было использовать этот вид ориентировки, важно развивать пространственные представления и навыки пространственной ориентировки.

Предметные ориентиры.
Это конкретные предметы окружения, имеющие постоянное место нахождения.  Могут выступать подоконники, мебель закрепленная, входная дверь, настенные календари по пути следования. Когда ребенок соприкасается со знакомым предметом, то этот предметный ориентир  подсказывает ему о его местонахождении.  
Важно знакомиться с предметными ориентирами. Для этого необходимо соблюдать главное правило:
1.     Если предмет, объект выступает ориентиром, начинаем движение всегда в одном направлении, например от входной двери.
После освоения можно вводить новые направления.
Таким образом, предметно-пространственная среда имеет важное значение для коррекции зрительной депривации и развития дошкольников с нарушением зрения. Она расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач.






.